Женская мудрость и сила слабости.

3433054_m1Женская мудрость — что это? Что означает сила женственности? Какую роль они играют во время значительных и глобальных изменений, происходящих в наше время?

Женская мудрость таинственна и многогранна. По самой своей природе она скрыта в глубине нашего существования,  в дали от понимания концептуальным умом. Как река лунного света в темноте ночи, эта волшебная сила пылает глубоко внутри и невидима в  дневном свете обычного сознания. По причине того, что наша культура была и продолжает формироваться из мужского и патриархального пути познания бытия, мы во многом потеряли способности и чувства, которые распознают ее существование. Даже после десятилетий феминизма и расширения прав и возможностей женщин, мы можем искать, но легко пропустить присутствие нашей женской мудрости по причине тонкости и абсолютной несхожести этой энергии ни с чем другим.

В последнее время в нашей культуре появилось понимание женственности как дара. Психологи и духовные учителя помогли нам раскрыть и увидеть ценность естественных природных способностей женщины, выраженных в инстинкте питать дитя и высокой чувственности, а главное в сакральной способности созидания.

Но другие духовные качества женщины нуждаются в нашем исследовании. Их сложнее увидеть, и они до сих пор не признаны в нашей патриархальной культуре. Эти качества относятся к осознанию того, что все взаимосвязано и к нашему пониманию и опыту духовности на Земле. Они находятся  глубоко в сердце вещей. Они помогают нам питать друг друга и питать саму Жизнь, у них есть так много общего с источником любви, как и с самой любовью.

Если эти качества настолько скрыты, то как же мы их увидим? Если они настолько далеки от нашего сознания, как мы можем постичь их?

Первый шаг — это понимание того, что то, что мы стремимся познать, и чем мы хотим стать — не отделено от нас, оно живет внутри нас.

Мы интуитивно знаем, что все вокруг наполнено энергией жизни. Нам не дано постичь красоту цветка, но мы наблюдаем то как он цветет. Мы не можем приказать другому человеку  дать нам любовь, а только соединиться с ним или с ней в любви. Мы не хотим, знать о мире, мы хотим чувствовать мир внутри. И так происходит со всем, что живет. Мы не можем контролировать жизнь, но мы можем прийти к жизни в единении с ней.

Женская мудрость и женская сила играют очень важную роль, так как наш мир проходит через значительные изменения. Но она не будет проявляться через нашу воинственную природу, через наше желание преуспевать или стремлению к знаниям. Скорее всего, она нуждается проявлении как плодородное пространство восприимчивости и уязвимости. Она нуждается в нашей слабости и в нашем желании. Она нуждается в благоговении, восхищении и благодарности, и в нашем стремлении к истинной общности. Она нуждается в Себе внутри нас, чтобы пробудиться и сыграть свою важную роль.

Слабость и Сила.

Кто из нас действительно хочет признать силу слабости и уязвимости? В конце концов, слабость — физическая, психологическая и экономическая  всегда создавала, да и сейчас создает возможность для сильных разрушений в жизни.

Но в уязвимости  есть скрытый потенциал. Если мы будем достаточно зрелыми, мы сможем признать, дорожить, и защищать один из самых завуалированных даров Божественной Женственности. И чем осознаннее мы будем в отношении этого подарка, тем меньше вероятность, что он станет предметом злоупотребления, или будет разрушен нами или культурой в которой мы живем.

На всех уровнях жизни слабость и ваши личные потребности играют важную роль в созидании реальности. Чтобы выжить, мы следуем за голодом и жаждой. Для зачатия, нам нужна готовность матки. Чтобы вырасти эмоционально и психологически, мы должны признать нашу личную уязвимость. Для духовного преобразования, нам нужен духовный голод, то, что Святые называли тоской, страстным желанием, которое магнетически влечет нас к союзу с Божественным.

Сила женственности играет определенную роль во влиянии на коллективные процессы. Наш мир сталкивается со многими серьезными проблемами, вызванными изменением климата, истощением ресурсов, глобальной нищеты, болезней и насилия. Женская сила укорененная и реализуемая через нашу слабость может помочь нам пройти через эти трудные времена.

Как сделать женственность полезной для общих процессов? Первый шаг это признать и увидеть ценность существования женской слабости в вашей жизни.

Рассмотрим простую ситуацию, в которой наверняка было большинство из нас: женщина сидит на пассажирском сиденье автомобиля в то время, как мужчина за рулем. И они заблудились. Мужчина продолжает движение дальше, бросая вызов себе, чтобы найти правильный путь, в то время как женщина сидит рядом с ним и просит его остановиться, чтобы они могли спросить дорогу.

Похожая ситуация происходит где-то каждый день, в разных формах. Мы обычно не ценим готовность женщины признать, что она потерялась и попросить о помощи. Это и есть Сила, и эта сила крайне необходима для наших нынешних времен.

Признать, что мы не знаем путь.

Может казаться маловероятным, что сила скрыта в незнании или отсутствии ответов. Но в духовной литературе уже давно указывают на огромный ресурс  этого состояния. Древний даосский текст, Дао Дэ Цзин указывает на это:

«Спокойствие духа хранить,

объемля Единое,

возможно ль не уединяясь?

Собирая Ци,

обретая мягкость,

возможно ли стать Младенцем?

Омыть и очистить

изначальное восприятие

возможно ли безупречно?

Любить народ,

выправлять государство

возможно ли без ведания?

Врата Небес

отворять-затворять

возможно ли без Женского?

Постичь и познать

четыре Простора*

возможно ли без воздействия?

Порождать и взращивать,

порождать, но не владеть.

свершать, но не притязать —

такова Дэ Изначальная.»

__________________________________

* Север, Юг, Запад, Восток

Юй Кан — Семантико-поэтический перевод , стих Х, http://daolao.ru/ddc1.htm

Насколько мистический этот отрывок! Как мы можем управлять без действия? Как мы можем различить то, что нужно, ничего не зная? В тексте есть ключевой вопрос: «Врата небес отворять-затворять возможно ли без Женского?»

Что же это “Женское”?  Это не описать, но мы знаем ответ — он в наших сердцах, в нашей крови. Мы проживаем это состояние, когда ни наши усилия, ни настойчивость уже больше не помогают нам справиться с проблемой. Когда наши собственные усилия ослабли, когда накрывает тень поражения, когда истощение требует капитуляции — это именно тот момент, когда на место борьбы приходит действительно что-то новое. Благодаря уязвимости и не-деянию другая сила продолжает процесс созидания.

Мы знаем эту активность, с которой мы боремся за любовь. Но, когда мы наконец отказываемся от попыток контролировать или привязать к себе партнера, любовь наконец-то случается сама по себе. И когда мы видим неадекватность наших усилий потраченных на какую-то просто невыполнимую задачу, то нам открывается потайная дверь, путь, к которому мы никогда не обращались раньше.

Кэтлин Карлин, основатель и директор организации “За прекращение мужского насилия”, целью которой является остановить бытовое насилие в семье, пишет о практическом ресурсе состояния “не-знания”. Она описывает, что происходит, когда человек воздерживается от насилия и остается в экзистенциальном бессилии не предпринимая никаких действий:

“Пребывание в середине “не-знания” показывает фундаментальную неопределенность — невыносимое ощущение для людей, которым важно все контролировать. Но обидчик, который находит силы пройти  это время не-знания начинает путешествие к новой жизни. Его карточный домик, созданный им лично — рухнул, но теперь у него есть доступ к инструментам, чтобы построить новый дом, основанный на любви, а не на власти, на свободе вместо контроля, на освобождении вместо угнетения.”

Мы живем в патриархальной культуре — мы все научились быть “обидчиками”, чтобы получать силой то, что мы хотим, применив волю и усилия. Не-знание является пугающей подноготной этой активности и контроля. Неопределенность от личной беспомощности, как правило, вызывает страх, панику и компенсационную агрессию. Но если выдержать и сдаться неопределенности “не-знания”, круг привычных реакций может быть разорван, и новое видение жизни наконец-то воссияет освещая будущее.

Не-деяние.

Мы, естественно, хотим совершать действия во благо нашей жизни и нашего мира. Возможно у нас есть желание купить гибридный автомобиль, бороться против войн, выбрать более сбалансированное и гармоничное правительство в стране. Мы хотим посещать терапию, медитировать, исцелять себя, становиться более сострадательными и щедрыми. Все эти намерения очень важны. Но многие наши стремления к самосовершенствованию или решению проблем определены лишь коллективной привычкой, или еще хуже — тревогой, паникой, и страхом потерять контроль. Существует что-то более важное, чем решение проблем, и оно относится  к глубокому женскому качеству — Быть, а не Делать. Дао Дэ Цзин спрашивает:

“Можешь ли ты оставаться неподвижен

Пока правильное действие не случится само по себе? “

Инстинктивная природа женщин и женского мудрости во всех нас говорит нам, что поддержание внутренней уязвимости и открытость имеет решающее значение во времена больших перемен. Действие не всегда является лучшим решением. Мы не просто совершаем действие. Иногда мы ждем, внимательно наблюдая без движения, пока не настанет нужный момент, когда действие необходимо,  и, как определяет Дао Дэ Цзин — оно случается само в согласии и гармонии.

Женщины в родах ждут, нужного момента чтобы начать тужится. Они ждут девять месяцев, чтобы войти в процесс родов! Но когда приходит время, они делают то, что нужно, и  возникает новая жизнь. Это не так просто. Ожидать, наблюдать, быть во внимании, будучи расслабленной часто труднее, чем следуя принуждению, принять решение и совершить действие. Любая мать скажет вам, что своего рода «не-делание» требуется в уходе за ребенком, что может стать чрезвычайно сложной задачей, требующей развития чувств и терпения.

Просить о помощи.

Существует обратная сторона “не-знания” и “не-деяния” — тонкий двойник нашей готовности признать собственную беспомощность. Это связано с тем, что до сих пор не раскрыто. Это связано с присутствием внутри возможности, сознания внутри не-знания, силы в слабости. Как эта энергия и эти возможности проявляются?

Слабость не есть смерть. Уязвимость это не конец. Это побуждает нас к потребности отвернуться от зацикленности на себе и обратиться за помощью.

Быть готовым обратиться за помощью — это тонкий, но глубокий инстинкт. Теневая сторона этого дара может привести нас к мысли, что мы не достаточно умны, что мы слишком зависимы, что мы отдаем всю свою энергию — этот психологический шаблон беспокоит  многих женщин. Но, как только однажды мы ощутим силу внутри прося о помощи, мы разрушим этот шаблон одним ударом. Мы знаем, что существует нечто за пределами нашей активности и контроля. Мы знаем, что мы не одиноки.

Женщина находит в себе силы, чтобы выдержать трудную беременность через обещание дать жизнь ее, еще не родившемуся ребенку. Спросите великого художника-мужчину, и он скажет вам, что муза реально существует; и что он нуждается в ее невидимой руке, чтобы создать что-то по-настоящему вдохновленное. Юнгианец-психотерапевт знает, что мужчине, для роста, нужен контакт с анимой — его противоположной женской стороной. Наш патриархальный мир подобен молодому человеку, который еще не знает о своей потребности в женской силе. Каждый из нас играет определенную роль в этой коллективной ограниченности.

Нам нужно развивать женскую силу Духа. Во многих традициях Душа женского рода — Мудрецы древности дали Душе женское имя. Действительно она является женской по природе. У нее даже есть утроба. Нам необходимо наладить контакт с нашей Душой, понять ее потребности, ее желания, которые обращены к Богу в молитве. Таким образом, мы расширяем рамки наших ограничений, словно художник творит новую картину.

Важно понимать, что даже если мы просим о помощи, то это не обязательно помогает нам чувствовать себя лучше. Иногда это даже заставляет нас чувствовать себя хуже, ввергая нас в еще большие глубины уязвимости. Просьба о помощи не является решением проблемы. Это состояние бытия.

Как интересно это суфийское изречение, указывающее на возможности, когда  не исполняются сильные желания:

«Господи, питай меня не  любовью, но со стремлением к любви.»

Наша слабость является сокровищем, таинственным и энергетическим пространством с огромным ресурсом. Как утроба, как эмоциональный голод, или стремления наших сердец, наша уязвимость имеет магнетическую восприимчивость, которая привлекает к ней ….

Что?

Это то, что нужно выяснить каждому из нас, ибо это абсолютно индивидуально для каждого человека.

Помощь придет.

Это может занять очень много времени, и то, что придет может довольно сильно отличаться от того, что было ожидаемо или желанно, но это духовный закон, что если нужда достаточно велика, то помощь придет. Евангелие от Матфея говорит: «Просите, и дано будет вам.»

Собонфу Сом, западноафриканский духовный учитель описывает невидимую сеть энергии, которая обеспечит то, что нам нужно, если мы обратимся к ней:

«Существует сеть связей, света и жизни, сеть женской энергии, которая идет от Земли до Луны в другие измерения. Сеть света и жизни содержит мудрость, знания и исцеляющую энергию для всего мира.»

Как мы подключаемся к этой паутине целительной энергии и света? Она проходит через всю жизнь, так что мы изначально связаны с ней. Нам нужно только стать осознанными по отношению к  этой связи через обращение  к ней с нашими нуждам, и, как продолжает Собонфу, признать что она нуждается в нас.

«Мы признаем, что мы все являемся частью этой великой сети жизни, которая  дает нам то, что нам нужно. Тогда мы предлагаем ей себя с признательностью … мы должны быть благодарны и отдавать что-то от себя.»

Мы нуждаемся, и нам дается. В свою очередь, мы отдаем себя. Это таинственное совпадение нужды и приятия, уязвимости и общности иллюстрируется в библейском отрывке, описывающем визит Иисуса, к дому Лазаря. Там, Иисуса радушно принимали сестры Лазаря — Мария и Марфа.

“Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.” (Лк. 10:38—42)

Что значили слова Иисуса? Что такое “благая часть”? Что это «одно» Мария делает или не делает у ног Иисуса? Может ли быть проявление своих потребностей единственным, что нужно?  Это так фундаментально, и настолько непостижимо — могут ли наши современные умы хотя бы вдуматься в это?

Торжество жизни.

Что-то происходит в самом сердце нашего мира. Из нашего человеческого высокомерия мы предположили, что это только люди эволюционируют. Но это ограниченное представление. Вся жизнь развивается. Как это может быть иначе, когда мы сознаем нить света, который связывает воедино всю жизнь? И в этой эволюции, так же, как и в нашей собственной эволюции, слабость имеет свою роль.

И точно так же, в таинственном в послании к Коринфянам, Христоc говорит Павлу: «Моя сила совершается в немощи» (12: 9).

Великие Святые совершенствовали Божественную энергию, приводя ее в мир через мольбы, превращая саму жизнь в откровение. Таким образом, Святые предлагают Божественному познать себя через свое Творение, как это выражено в Хадисе: «Я был Скрытым Сокровищем, и я хотел быть познанным, так что я создал существ, чтобы быть познанным ими.»

Великие духовные учителя понимают  роль человеческого осознания того, как Бог проявляется через их жизнь, и их описания часто отражают женскую суть этого процесса. Святая Анджела из Фолиньо сказала:

И душа моя в избытке изумления воскликнула: «Этот мир таит в себе Бога!»

Жизнь может быть «просто жизнь» опустошенной, истощенной и под угрозой уничтожения, или жизнь может быть напитана и пронизана Божественной энергией. Это касается лично каждого и всех вместе, позволить нашей слабости и нашим потребностям помочь проявить в этот мир то, что находится за пределами наших ограничений. Мы можем позволить невидимой силе, играть свою роль Творца  в отношениях, ведь мы рожаем физически, и так и остаемся в непрерывном процессе творения и рождения, что есть сама жизнь. И мы можем привлечь эту энергию, для свершения наших надежд на будущее. А будущее уже здесь!

«Бьётся барабан исполнения обещаний,

мы подметает дорогу к небу.

Ваша радость сегодня здесь, что остается на завтра?» (Руми)
Как мы находим эту радость? Мы признаем, мы потеряли себя — как индивидуально, так и коллективно. Мы обращаемся за помощью в наших потребностях, доверяем и готовы к терпению. Мы защищаем наше женское качество уязвимости с помощью нашего “мужского” и дисциплины, и при этом, мы позволяем нашей слабости и нашему стремлению проявить силу и любовь Творца в созидании, превознося это сверх всего, чего мы смогли бы достигнуть когда-либо самостоятельно.

© Хилари Харт. 2011г.